Основой экономики латенской эпохи было мощное сельское хозяйство с полным циклом хлебов, включая овес. У кельтов сначала на побережье Средиземного моря, а затем в более северных районах появились виноград и оливки, распространение которых началось с середины II в. до н.э. Все породы скота были известны. Вспашка производилась плугом с железным треугольным лемехом, охватывавшим дерево ползуна двумя загнутыми полукруглыми лопастями. У серпов, также железных, сначала лезвие и черешок составляли одну дугу, но в позднем латене черешок был отогнут под углом к лезвию. Косы-горбуши также распространились на позднейшем этапе латенской культуры. Сохранилось немало кривых садовых ножей. Очень многое из этого найдено на поселениях Латен и Стратонице.
Переработка зерна в муку начиная со II в. до н.э. производилась на вращающихся мельницах небольших размеров. 1, куда они могли попасть со вторым проникновением белгов.
Орудия Латенской культуры
1, 3 — мотыги, 3, 4 — сошники, 5 —лемех, 6, 7 — жернова, 8 —мельница, 9, 10 — косы, 11— ножницы
Предполагают, что вращающиеся мельницы пришли в области латенской культуры с римскими легионами во II в. до н.э. Однако влияние кельтского земледелия на римское, хотя бы после завоевания, несомненно. Название бороны у римлян - «осса» - кельтского происхождения. Из кельтской Северной Италии - Цизальпинской Галлии - некоторые улучшения в плуге пришли в остальную Италию.
Металлургия была весьма сильно развита. Цезарь отмечает умение кельтов проводить шахты и штольни. Остатками сыродутного способа производства железа являются известные в разных местах сыродутные домницы, например из Юры, где сохранилось много остатков кузнечного дела и варки железа. Примитивными кричными печами служили ямы, вырытые в склонах холмов. Более сложные кричные горны часто имели цилиндрическую форму высотой 2 - 2,5 м при диаметре от 45 до 50 см. Емкость их достигала 100 куб. дц. Стенки толщиной в 30 - 40 см были из глины и снаружи одеты камнем. В Бибракте открыт целый квартал металлургического мастерства. Кричные печи там имели квадратную форму площадью 0,9 х 0,9 м; их стенки сделаны из глиняных шаров и облицованы камнем. Рядом находились кузницы, из которых происходят шарнирные кузнечные клещи, наковальни, кувалды, ручники и пробойники. Подобные находки обнаружены и на других городищах. Среди металлургических инструментов известны напильники с поперечной, довольно крупной насечкой. Кроме напильников слесарное ремесло представлено специальными молотками и пробойниками. Образцом слесарного искусства, в частности, служат многочисленные замки и ключи, особенно распространившиеся в конце эпохи в связи с ростом имущественного неравенства и торговли.
В работах по меди продолжалось развитие гальштатских традиций и мастерства, то есть приготовление изделий из пластин и проволоки. Однако известно также и литье, преимущественно мелкое, по восковой модели. Глиняные формы найдены в Бибракте, Стратонице и других городах. Товарный характер изделий из железа и цветных металлов хорошо прослеживается по широкому распространению латенских образцов, особенно оружия, орудий, а также фибул и других украшений. Латен и Кабиллонум - склады-фактории по распространению оружия и орудий. Известны марки мастерских на мечах и копьях, такие, как серп месяца, человек, пьющий из рога, кабан. Широкое применение железных орудий помогало развитию сельского хозяйства.
Лесной характер стран, занятых кельтами, привел к развитию обработки дерева. Многочисленные скобели, топоры, пилы, стамески и долота разных образцов, молотки и сверла рисуют очень дифференцированные виды плотничного и столярного ремесел. Одним из специфических видов этого ремесла были бочарное дело и резьба деревянной посуды. Для этого латенские мастера применяли разнообразные ложкарные и бочарные инструменты.
Женская домашняя работа - прядение и ткачество - еще не ушла далеко от гальштатских форм. Для кройки могли служить пружинные ножницы. Иглы и шилья применялись при шитье. В Англии, как видно из находок на Гластонбери, почти до самого конца эпохи изготовляли костяные проколки и иглы.
Сапожное дело в городах типа Бибракте стало также ремеслом. Для раскроя кожи использовали специальные резчики, имевшие обычно форму, похожую на нашу сечку для капусты, а иногда - треугольника, основание которого затачивалось в лезвие. Мелкие резчики надевали по нескольку штук на железное кольцо для удобства ношения, может быть, бродячими сапожниками, работавшими на рыночных площадях, как это широко бытовало в античном мире и еще недавно практиковалось у нас. Шилья, в частности кривые, служили для шитья обуви. Встречаются характерные сапожные молотки. Универсальное орудие мужчины - нож был прямой или с довольно значительно отогнутым вверх и назад острием. В позднюю эпоху он получил кольцо на конце ручки.
В позднем латене в собственно Галлии и прирейнских областях возникают фабрики краснолаковой посуды по италийским образцам. Эта провинциальная промышленность после римского завоевания стала очень успешно конкурировать с такими же изделиями италийских мастерских и вывозилась даже в Италию.
В конце IV в. до н.э. с кельтских рынков исчезли тропические красные кораллы, украшавшие различные металлические предметы, и взамен пришло позаимствованное со Средиземного моря эмальерное мастерство.
В первый же 1867 г. раскопок древней Бибракте была открыта мастерская эмалей. Затем такие мастерские открывали постоянно. В простых деревянных сараях в небольших ямах-печах находили следы этого производства. Его кельты усвоили вполне и затем около трех столетий изготовляли такую кроваво-красную эмаль. Это объясняется апотропеическим назначением алого цвета: предшествовавшие эмали красные кораллы считались окаменевшей кровью обезглавленной Персеем Медузы. Сначала эмаль укреплялась в гнезде или желобке на смоле. Со временем открыли огневой способ скрепления эмали с металлом. В специальных отверстиях на украшаемых предметах укреплялись железные гвоздики со шляпкой, имевшей бортик и покрывавшейся эмалью.
Наконец, в третьем этапе латена гвоздики сменились полусферическими бронзовыми шишечками, перекрещенными бороздками, державшими эмаль крепче. Промежутки заполнялись эмалью. Поверхность получалась выпуклой. Эмалью украшали фибулы, браслеты, пояса, уздечные бляхи, кольца удил, щиты, шлемы. В начале нашей эры эмальерное дело развилось в Британии и Шотландии, в конце латена его восприняли в Швеции, около нашей эры оно проникло в прибалтийские районы. Около этого же времени кельты нарушили традицию и стали изготовлять разноцветные эмали. Скифы и сарматы не развили у себя этого ремесла. Эмали у них были импортными. Преобладали античные изделия этого класса. Впрочем, на Каменском городище был найден один гвоздик с красной эмалью на шляпке.
В сарматское время в степи появились бронзовые фибулы с широкой дужкой с эмалью и надписью кельтского мастера AVCISSA. Эти фибулы известны из Ольвии, с Каменского городища, с Хопра и из других мест. Но не все они с эмалью. Фибула этого мастера найдена и под Можайском. Это - прирейнская кельтская фабрика, экспортировавшая свои фибулы в Италию и через Черное море в наши степи. Но этот экспорт к кочевникам Северного Причерноморья был невелик. Развившись в самостоятельное ремесло в целях украшения металлических вещей, эмальерное дело шло бок о бок с новыми стилистическими формами, сменившими геометрическую орнаментику гальштатского времени. Сложные многоколенные меандры раннего латена дали почву развитию разнообразных завитков. Зигзаги дали место волне, иногда с бегущими в одну сторону гребнями. Свастики и гамшированные трискелии сменились завитками на концах. Круги заполняются завитками, расположенными крестообразно. Иногда завитки размещаются по отношению друг к другу как геральдические звери. Плавная свободная линия стала заменять ломаную. Отчасти такие тенденции развивались самостоятельно. Мы их знаем хотя бы в навершиях мечей, в наконечниках ножен, в изгибах фибул. Отчасти их распространению помогли орнаменты на металлических изделиях, проникавшие еще в гальштате из античного мира: пальметки в основании ручек энохой, гирлянды и лозы на металлической посуде, а также и то и другое на чернофигурных и краснофигурных вазах.
Пальметки у кельтов обычно сводились к трем листкам и сочетались по две, по три и т. п. Сочетания кругов, завитков, волн и гирлянд украшали ножны мечей, металлические поверхности щитов, даже поверхности пера копий, нащечники и тульи шлемов. Прорезные узоры из таких же сочетаний украшали фалары от доспехов и сбруи. Поясной набор и пряжки украшали подобным же образом. Иногда к свободному орнаменту из кругов и волн присоединялась красная эмаль. Порой в орнамент входили геральдически поставленные звери, кони, птицы или головы баранов и быков. Их клювы, пасти, шеи, рога, уши, спины, хвосты трактованы свободными и плавными изогнутыми линиями. Этот стиль дополнял и украшал более всего изделия металлургии. Однако он проник и на керамику, сначала распространенную в Восточной Франции, а также в деревянную резьбу домов (Гластонбери). Геометрические узоры не исчезли совсем, но их место стало более скромным. Дополнением такого орнамента стали по-разному сочетавшиеся с ним человеческие головы впрямь, реже в профиль. Если они иногда сопровождались шевелюрой, то и она трактовалась теми же плавными и волнистыми линиями-прядями.
В Ирландии, Франции и Германии встречаются округленные наверху, конические и пирамидальные столбы, сплошь покрытые такими же сложными рельефными переплетениями кругов, завитков и волн, лоз, в иных случаях окружающих примитивно выполненные мужские головы.
Каменная скульптура Кельтов
В последнее столетие гальштата и в самом начале латена широко распространился ввоз амфор, бронзовых, может быть, этрусских эпохой с длинным носиком и т. п. В дальнейшем этот ввоз дожил, все возрастая, до конца кельтской свободы. По рекам и волокам Франции амфоры с вином и оливковым маслом уходили в глубь страны, оседая среди аристократии кельтских племен, даже белгов, живших ближе к секванам. Иные из племен белгов до конца эпохи свободы сопротивлялись ввозу вина. Германские свевы, воспринявшие латенскую культуру и достигшие к началу нашей эры среднего течения Рейна, запрещали его ввоз совсем. Однажды они распяли римских купцов, привезших к ним вино. За это в 11 г. до н.э. против них был двинут в карательную экспедицию с кавалерией Лоллия, потерпевший полное поражение. Но основная территория кельтов была вовлечена в торговлю вином марсельским, греческим и италийским. 2.
Конечно, не только вино ввозилось и не только связанные с виноделием сосуды. До конца IV в. до н.э. с Индийского океана, попадая на Средиземное море, шел в обилии на кельтские рынки красный коралл, который кельты приспособили для инкрустирования украшений, оружия и сбруи. Ткани, украшения, зеркала и другие греко-италийские товары находили здесь свой сбыт. Страбон, хотя и несколько позднее эпохи кельтской свободы, 3. Торговля рабами была особенно развита. Их захватывали и завоеватели-римляне, и кельты в постоянных междоусобных войнах - картина, подобная африканской работорговле. В Кельтику шли предметы роскоши и такие изделия, как «браслеты из слоновой кости, ожерелья, янтарь, сосуды из стекла и мелкая утварь», - говорит тот же географ. Через Галлию античные товары достигали Англии и Скандинавии. Через альпийские перевалы, по Гаронне-Жиронде, по Роне и Луаре, вдоль Соны и Марны и далее по Сене шли они на север. 4.
У народов, охваченных латенскими формами материальной культуры, широкое развитие всех видов металлургии, окончательное превращение их в ремесла привели к торговле металлическими изделиями. Среди поселений отдельных кельтских государств возникают ремесленно-торговые центры. С одним из них, столицей эдуев Бибракте, лежавшей на водоразделе Сены и Луары, то есть на оловянном пути, мы уже познакомились. Здесь были открыты ряды лавок и множество металлургических и эмальерных мастерских. По свидетельству Цезаря, здесь постоянно жили римские купцы, притом еще до завоевания.
В очень близком по характеру городище Стратонице под Прагой были обнаружены подобные же мастерские. Во всех этих центрах в обилии находятся ходившие у галлов монеты. Сообщения между Британией и Галлией по побережью последней и, наконец, со Скандинавией совершались на судах. Армориканское племя венетов, например, обладало мощным торговым флотом, которым венеты пользовались для торговли с Британией. «Их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы, были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, 5. Повозки на окованных железом колесах, ступицы которых вытачивались уже на токарном станке, везли товары по дорогам Галлии.
Мы уже встречались у кельтов с крицами восточного образца, распространившимися с гальштатской эпохи в Западной и отчасти Центральной Европе. Их распространение и более или менее сходный вес говорят за денежное применение криц. 6. Только в Британии - «самой крайней», как тогда говорили, Цезарь еще застал применение железных денег. В подтверждение его свидетельства, в музеях Англии хранится немало таких криц в виде длинных язычков с петлей на широком конце. Их средний вес 618 г. Есть крицы в половину этого веса или, наоборот, в 2 или 4 раза превосходящие его. Сохранились гири в 300 г. Все это близко еще несколько редуцированной эгинской мине. Цена 6 полных криц соответствовала цене за 3 молочные коровы или за одну рабыню из древней Ирландии. Походы кельтов, жалованье кельтским наемникам, непосредственное соприкосновение с Массалией и торговля с римлянами приучили кельтов к настоящей монете и, естественно, что их собственная монета на первых порах подражала греко-римским образцам. Товарооборот, его направление, развитие ремесел, восприятие торговых обычаев Средиземноморья неизбежно склоняли галлов к тому, чтобы первыми ввести у себя и распространить по Европе монету.
Уже в IV в. до н.э. пошли в Галлию монеты Массалии с головой городской нимфы на лицевой и львом или быком на оборотной стороне. Шли туда и монеты Роды, Эмпория и других колоний северо-восточного побережья Испании. Подражания всем этим монетам достигли Бибракте и Стратониц.
В III - II вв. до н.э. статеры Филиппа II Македонского с головой Аполлона на аверсе и парной колесницей Победы на реверсе, статеры Александра Великого с головой Афины на лицевой стороне и крылатой Никой на обороте распространились от Трира до Чехии; сначала они сохраняли более или менее верные вес, изображения и даже греческую легенду, а затем эти монеты были упрощены. Изображения на них искажены почти до неузнаваемости. Хотя и редко, но на подражаниях такого рода встречаются исторические имена Верцингеторикса, Думнорикса и Коммия, упоминаемых Цезарем, и некоторые другие.
Эти типы переходили и на серебро. Во II в. до н.э. чеканили подражания римским денариям, особенно во Франции и Швейцарии, но достигали они и Чехии. После падения в битве при Пидне (186 г. до н.э.) Македонского государства тетрадрахмы Филиппа II широко распространились как образец подражаний, особенно в Прикарпатье и Австрии. Самостоятельно развивались также золотые монеты с фигурой кабана на лицевой стороне и воином на обороте и многие другие. К I в. до н.э. появился тип золотых «радужных чашечек» - «regenbogenschosselchen» (такое название они получили, так как их нередко находят после дождя) в Восточной Франции, Баварии и Чехии с разными знаками на лицевой и оборотной сторонах (дракон, птица, гривна). Близки времени Филиппа V (221 - 179 гг. до н.э.) фасосские серебряные тетрадрахмы с головой нимфы Фасос на лицевой и с Гераклом на оборотной сторонах. Они были тоже международной монетой и, тоже привившись у галлов, подверглись сильной до неузнаваемости переработке. К середине I в. до н.э. появилось много серебряных тетрадрахм в Чехии с очень разнообразными типами надписей кельтских имен латинскими буквами (ВІАТЕС и т. п.).
Кельтские монеты
ПРИМЕЧАНИЯ: