Валяние игрушек из шерсти
Валять? Да не вопрос!
Обычно, когда у человека нет серьезных дел, он с удовольствием уделяет свободное время на всякие пустяки. В общем-то это святое право каждого из нас, и жаль, что такое замечательное состояние "ничегонеделания" некоторые пренебрежительно и обидно называют "валянием дурака". Этому занятию учить никого не нужно - секреты мастерства и достижения успеха в нем у каждого свои. Но сегодня речь пойдет о другом виде досуга, о занятии, требующем не только времени, но так же терпения и усидчивости. Мы попросили Елену Смирнову рассказать о процессе сухого объемного валяния шерстяных игрушек и скульптуры, который уже несколько лет она преподает по авторской методике.
И заметьте, от этого ни один даже не очень умный индивидуум еще не пострадал!
- Елена, расскажите что такое «валяние» и в чем его суть?
- При механической или тепловлажной обработке происходит сцепление шерстяных волокон - сваливание. Для сухого валяния используется любая натуральная шерсть, чаще всего овечья и специальные иголочки. На иголках имеются зазубрины, именно они, втыкаясь в шерсть, цепляют волокна, утягивают их за собой и перепутывают. Именно этот процесс называют «валяние», или «фильцевание» (от немецкого filzen).
- И что таким способом можно "свалять"?
- Список не ограничивается игрушками. В процессе валяния сухим или мокрым способом можно изготовить красивые изделия, такие как обувь, одежда, аксессуары, различные арт-объекты и т.д,
- Елена, представьте, пожалуйста, модель сегодняшнего о мастер - класса.
- Сегодня вниманию читателей «Друга» я предлагаю мастер-класс по сухому объемному валянию собачки породы вельш-корги кардиган, Это маленькая овчарка-пастух, у которой очень забавная конституция. У нашего корги есть реальный прототип, вельш-корги кардиган Ватсон, чемпион многих стран. Характер у Ватсона восторженный и любвеобильный, и даже после маленькой разлуки он всегда обмирает от счастья при встрече. Ватсон хулиган, но в обществе ведет себя прилично.
Итак, попробуем, опираясь на фото и описание, воплотить маленького Ватсона в портретно-шаржевой скульптуре.
Для работы нам понадобится:
- Тонкая или полутонкая непряденая шерсть З-х цветов: белого, черного и коричневого.
- Иголки для валяния: для основной работы - грубая N З6, для обработки поверхности - тонкая N З8 stаr.
1. За основу мы возьмем синтепон. Это поможет нам сэкономить шерсть и время. Его нужно прошить при помощи нитки и цыганской иголки, стягивая со всех сторон к центру. На поверхности не должно оставаться швов - они могут помешать при дальнейшей работе. Стараемся стянуть синтепон по форме туловища нашего песика. Размер определяется по желанию.
2. Синтепоновую заготовку нужно обвалять шерстью. Спинка и бока песика черные, животик - белый. Отрываем небольшие кусочки от шерстяной ленты, распушаем и накладываем поверх синтепона. Работу начинаем грубой иглой (N З6), втыкаем максимально глубоко, но не частим. Шерсть должна сваляться внутри заготовки, а поверхность остаться в рыхлом состоянии. В месте, где предполагается голова, оставляем шерсть в свободном состоянии.
З. Сваливаем голову. Она состоит из шара и нарощенного объема для носа и рта.
4. Приваливаем голову к туловищу в предполагаемом месте крепления. Добавляем шерсти для объема шеи. Обваливаем заготовочку нужным цветом шерсти, отталкиваясь от рисунка или фотографии.
5. Нос у нашего песика белый, а его кончик черного цвета. Отдельно сваливаем заготовочку и приваливаем в нужном месте. Выводим разделительную линию верхней губы и улыбку. Многократно и глубоко проходим по ним иголочкой.
6. Подготавливаем глазницы. Многократно тыкаем иголочкой по диаметру глаза - чем глубже и плотнее, тем лучше. Глазницы не должны разъезжаться.
7. Песик наш в стойке и стоит на 4-х лапках. Поэтому берем 4 равные части шерсти, чтобы потом не тратить время на подгонку размера. Работать над лапками будем поочередно, чтобы сразу видеть, где добавить шерсти, а где, возможно, убрать. Очень аккуратно, между пальчиков,прокручивая по спирали, глубоко проходимся по всей шерстяной заготовочке туда и обратно, оставляя в свободном состоянии шерстку там, где лапа будет крепиться к туловищу. Формируем стопу, более усердно прорабатываем иголочкой в этом месте, создаем плоскость.
8. На задние лапки нужно будет добавить объема, в месте соединения при валиваем шерсти большее количество. Пока лапки в рыхлом состоянии, выделяем пальчики, проваливаем разделительные бороздки.
9. Аналогично лапкам сваливаем хвостик, только кончик у него будет заостренный. Обваливаем шерстью черного цвета. Также, хвостик можно сделать чисто черным. Снизу хвостик приближен к серым оттенкам. Если внутри была белая шерсть, то смешение цвета можно произвести при помощи иголки с обратным зубом, которая выдергивает волокна шерсти в обратном направлении. В завершение проходим обычной иголкой. Тонируем хвостик, опираясь на расцветку пёсика, и приваливаем в нужном месте. Тщательно маскируем место соединения.
10. У этой породы собак пушистый и крупный грудной киль, у нас же он будет хоть и шерстяным, но плотным. Для этого наращиваем необходимые объемы и создаем рельефы.
11. Уже сейчас, можно частично тонировать игрушку разными оттенками шерсти. При смешении различных цветов в разных пропорциях можно добиться интересных оттенков, а впоследствии и плавных переходов. Смешивать шерсть следует очень тщательно для достижения однородного оттенка. Поверхность обрабатываем тонкой иголочкой (N 38 star). Часто-часто и неглубоко втыкаем иголку, прикладывая нужные цвета.
12. Выкладываем рисунок на брюшке и груди.
13. Ушки сваливаем на специальном мате для валяния при помощи игольника на 5-7 игл. Это многократно ускорит процесс. Берем равное количество шерсти на оба уха и выкладываем в виде треугольника, валяем попеременно. Периодически переворачиваем заготовки, чтобы они свалялись равномерно. С обратной стороны все время будет пушиться шерстка, которую вытягивают за собой иголочки. Ей мы потом обработаем поверхность ушек. В процессе формирования ушек лишнюю шерсть отщипываем; в тех местах, где ее недостает - добавляем. На выходе получаем заготовки треугольной формы. Аккуратно между пальчиков, зажав края, вваливаем шерстинки в структуру будущего уха. В месте соединения ушек с головой оставляем шерсть в свободном состоянии. Обрабатываем поверхность ушек с обеих сторон, чтобы они были гладкими. Теперь перебираемся на поролоновую губку, чтобы контролировать процесс. Иголочку втыкаем на 1-2 зазубринки. Чтобы она не проходила навылет, если вы услышите характерный хруст рвущейся структуры губки, значит, работаете неверно, и иголка протягивает за собой шерстяные волокна.
Формируем изгиб. Для этого фиксируем ушко пальчиками и еще раз хорошенько проходимся по краям иглой. Примеряем ушки. Они должны быть одинаковыми и симметричными. Приваливаем, сохраняя изгибы и положение.
14. Отдельно лепим глазки из любого пластика по диаметру глазниц. В данном случае это паперклей, самозатвердевающий материал. Дожидаемся высыхания, шлифуем до гладкости нулевкой и вклеиваем в глазницы. Можно использовать уже готовые глазки, которые продаются в магазинах для рукоделия.Тщательно прорабатываем объемы и рисунок вокруг глазок. Отдельно на губке сваливаем маленькие детали для век. Они также могут быть иного оттенка. Обрабатываем край. Приваливаем по верхней части веку глаза.
15. Лишние волоски, что налипли на игрушку в процессе работы, можно убрать при помощи ролика для чистки одежды.
16. В заключение работы расписываем глазки нашему песику и покрываем лаком. Акриловым глянцевым лаком можно покрыгь нос, для большей убедительности.
17. На выходе игрушка должна быть твердой, монолитной и одинаковой по плотности во всех частях. Недопустима рыхлость, иначе в скором времени она деформируется и потеряет форму.
перенимала мастерство Людмила Пашкова, фото Елены Смирновой
журнал "Друг" № 7 2011г.
разрешение на публикацию получено у редакции журнала "Друг собак" и лично у Елены Смирновой
копирование запрещено