Это не совсем обычный для меня пост, но почему-то захотелось его написать...
Так уж получилось, что я вечер каждый среды хожу на обязательные занятия для родителей в школе, куда ходит моя дочь. Ну во-первых это хорошая практика для меня (тренируется слуховое восприятие речи на иностранном языке), а во-вторых отличная возможность узнать о современных методах воспитания. Практически во многом я согласна, но речь не об этом...
Сегодня была затронута важная тема "Чтение детям". До занятия я подумала, что меня эта проблема не особо волнует, поскольку я читаю своему ребенку достаточно, и самое главное в том, что он получает от этого огромное удовольствие. Но я ошибалась... оказывается я многого не знаю.
В качестве пособия, нам был показан фильм, в котором его автор рассказывает о пользе чтения, о привитии детям навыков чтения и о том, как долго читать детям (до какого возраста).
Для начала предлагаю вам ответить на 2 вопроса: "Читали ли вам вслух в детстве?" и "До какого возраста вам читали вслух?". Не знаю как ответили на эти вопросы вы, но мне читала мама (кажется) и продолжалось это не долго. Я научилась читать в 5 лет и видимо сразу же после этого мама и перестала мне читать. Оказывается, что не нужно переставать читать детям вслух после того, как они научатся читать сами! Это очень полезно! Конечно же ребенок может это делать сам, но полезность чтения родителями детям, не утрачивает свой смысл! Ребенок также черпает новые слова и знания в ходе совместного прочтения книг. Многие из вас наверное улыбнутся и скажут .... Ну ты Маша, даешь!! Таких вещей не знаешь! Честно говоря - не знала!
Не секрет, что книги сейчас дорогие и не всем родителям под силу потянуть их. Знаете, что придет к вам на выручку? БИБЛИОТЕКА! Хотя если положить руку на сердце, мы уже практически потеряли это народное достояние. Сейчас они в ужасном состоянии и в них практически никто не ходит.
Кстати, вот все говорят... Америка то, Америка сё.... они все тупые, а мы нет... А знаете ли вы, что здесь, в публичных библиотеках детям читают вслух? Что проводятся конкурсы с символическими призами для тех кто много читает? Библиотека здесь - это своего рода культурный центр. Книги обновляются постоянно! А что у нас? Эх... В советские времена в библиотеках очереди за книгами были, помните?? Сейчас наверное туда ходят только студенты, да и то... не все. Я что хочу сказать... мы деградируем... Нам порой проще включить телевизор и посмотреть кино, чем почитать книгу (это я сейчас о себе говорю...). В детстве я читала запоем (под одеялом, в туалете, на кухне за едой, в форточке и др. местах), сейчас я практически НИЧЕГО не читаю, кроме детских книг. И мне СТЫДНО! Сколько не прочитанных произведений обошли меня стороной.... Нужно за себя браться! :)
Отступила я немного от темы... Также был поднят и другой вопрос : "Как заставить ребенка читать?" Знаете какой ответ? Выключите телевизор или ограничивайте его просмотр! Читайте ему в слух, обсуждайте вместе с ним книгу, рисуйте к книгам иллюстрации, давайте ему возможность высказаться. И самое главное... Начните это делать не с 2 или 3-х лет, а гораздо раньше (я начала читать своей дочке, когда ей было месяцев 6 от роду). Скажу вам по секрету, у меня дочь, не разрисовала и не порвала ни одной книги!
Следующий вопрос: "До скольки читать?" Ответ: "До бесконечности!" Почему? Привожу целый абзац (нашла здесь):
Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках и дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побеседуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно? В основном это задача школы, но без помощи родителей решить ее педагогический коллектив не всегда может. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге как в процессе чтения, так н после него, рассматривать и обсуждать иллюстрации, учить записывать краткое содержание прочитанного. Используя эти и другие формы руководства чтением детей в семье, родителям необходимо во всех случаях учитывать возрастные и индивидуальные возможности своих детей.
Чтение вслух. Для детей очень полезно, когда проводится систематическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать Такое чтение дает возможность лучше попять содержание, понять красоту языка произведения. Дети обратит внимание не только на отдельные эпизоды, но и с интересом прослушают описания природы, почувствуют ее красоту, в их поле зрения будут также и характеристики действующих лиц. При самостоятельном же чтении многое может остаться незамеченным.
Читать вслух полезно, и нужно начинать эту работу с детьми с самого раннего возраста. Малыши охотно слушают чтение взрослых и легко запоминают стихи А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова и других. Иногда дети уже давно знают текст наизусть, а все-таки просят еще раз прочитать вслух, при этом поправляют читающего, если тот сделал ошибку.
Маленькие дети вместе с героями радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение вслух развивает речь дошкольника, увеличивает его кругозор, способствует нравственному воспитанию, является хорошей подготовкой к школе. Читать могут не только родители, но и старшие братья и сестры. Разумеется, для чтения надо уметь отбирать понятные, интересные и полезные книги.
Чтение вслух нужно не только дошкольникам. Оно полезно и младшим школьникам и даже подросткам V–VII классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше: приучаются пользоваться паузами, овладевают интонацией и т. п.
И еще один нюанс (который я вынесла из фильма), если у вас двое детей разного возраста (если разница существенна), то читать им вслух нужно по отдельности! Согласитесь, что ребенку в 7 лет будет скушно слушать сказку про Курочку Рябу, а ребенку в 3 года, будет совершенно не понятны приключения Чипполино.
Вот, что еще нашла (источник) в нашем великом и бескрайнем....
Какие книги читать детям?
Когда родители жалуются, что дети совсем не читают, они забывают простую вещь: будет ли ребенок любить книги, зависит от самих родителей.
Сначала немного статистики. Постоянно читают книги лишь 26 % современных подростков. Книги не выдерживают конкуренции с ТВ, интернетом и компьютерными игрушками.
Заставлять ребенка читать – бесполезно. Поэтому если хотите, чтобы ребенок любил книги – читайте вместе с ним, с самого нежного возраста. Обсуждайте прочитанное, придумывайте альтернативные стишки, рисуйте героев книжек и т. д. Вам кажется, что проще посадить ребенка смотреть мультики (среди которых, безусловно, тоже есть хорошие)?
Имейте в виду, пересесть с книжек на мультики легко, а вот приучить читать ребенка, вскормленного ТВ, – очень сложно. Если вы, как мама Дяди Федора, сетуете, что так устаете на работе, что вечером сил хватает только телевизор смотреть, что удивляться, что ребенок не любит читать и у него проблемы в школе?
Правило Самуила Маршака
А какие именно книги читать ребенку? С выбором сейчас все сложно. Много книжек, прекрасных по содержанию и ужасных по оформлению. Или наоборот – содержание чудовищное, зато обертка яркая и много-много картинок. Разобраться непросто. Покупать первую попавшуюся – а смысл?
Хороший совет по выбору книжек для детей дал в свое время Самуил Маршак. Он считал, что качество книжки проверяется дважды – сначала на взрослых, потому что если книга нравится только детям, то это халтура. А потом на детях – потому что если книга по душе только взрослым, она никакая не детская.
Книжку желательно прочитать – хотя бы по диагонали – еще в магазине. В ней все должно быть прекрасно – и слова, и картинки, и работа редактора с корректором. И даже при таком придирчивом подходе сориентироваться бывает непросто. Тут кстати могут оказаться рейтинги, составленные уважаемыми людьми.
Что читать детям. Список Бориса Акунина
Известный писатель Борис Акунин недавно в своем блоге опубликовал Тop-20 книг, которые каждый должен прочитать в детстве. Список был составлен при участии читателей блога и слушателей радиостанции «Эхо Москвы». Книги рассчитаны на возраст от 5 до 12 лет. Вот что получилось:
1. А. Милн «Винни Пух и все-все-все»,
2. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,
3. Н. Носов «Незнайка»,
4. Т. Янсон. Книги о муми-троллях,
5. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»,
6. В. Драгунский «Денискины рассказы»,
7. Р. Киплинг «Маугли» («Книга джунглей»),
8. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»,
9. Дж. Роулинг «Гарри Поттер»,
10. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»,
11. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (очевидно, сокращенный вариант),
12. Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»,
13. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»,
14. Ж. Верн «Таинственный остров»,
15. В. Каверин «Два капитана»,
16. Дж. Толкиен «Хоббит»,
17. Дж. Толкиен «Властелин колец»,
18. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»,
19. А. Дюма «Три мушкетера»,
20. А. Конан Дойль «Записки о Шерлоке Холмсе»
Среди прочих «обязательных к прочтению» авторов оказались Аркадий Гайдар, Владислав Крапивин, Джек Лондон, Джеральд Даррел.
Что читать детям. Версии Бориса Гребенщикова и Татьяны и Сергея Никитиных
Издательство «Розовый жираф» опросило известных людей – а что бы они включили в свой шорт-лист детского чтения? Интересно, что многие ответы пересекаются.
Вот, например, вариант рок-музыканта Бориса Гребенщикова:
1. К. Грэм «Ветер в ивах»,
2. Р. Киплинг «Маугли»,
3. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»,
4. Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»,
5. Л. Кэррол «Алиса в стране чудес»,
6. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»,
7. А. Толстой «Буратино»,
8. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»,
9. У. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»,
10.А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
А вот что читают своим внукам барды Татьяна и Сергей Никитины, на песнях которых мы выросли:
1. А. Пушкин. Сказки,
2. К. Чуковский. Все сказки и стихи,
3. А. Гайдар «Чук и Гек», «Голубая чашка»,
4. А. Волков «Волшебник изумрудного города»,
5. Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»,
6. Г. Остер «Вредные советы», «Задачник»,
7. С. Прокофьева «Лоскутик и облако», «Приключения желтого чемоданчика»,
8. А. Введенский «Про девочку Машу»,
9. Р. Муха. Все книги
10. Тим Собакин «Приключения компьютерной мыши»
И еще непременно – книги Юнны Мориц, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса и Юрия Коваля. Детям после этих авторов проще расти хорошими людьми. Как у Высоцкого в "Балладе о борьбе" - "значит, нужные книги ты в детстве читал"...
Ну вот кажется и все... Поделилась информацией и как-то легче стало. :)
Хотела у вас, у моих читателей, спросить... Есть ли у вас ритуал чтения дома, сколько вы читаете своим детям и как выбираете книги?
Последний вопрос для меня очень актуален, поскольку я столкнулась со странным явлением. Те книги, которые мне в детстве нравились, сейчас иногда вызывают у меня странное чувство. Чуковский иногда страшен (... и ему перерезало ножку... Зубы острые в самое сердце вонзает, и кровь у нее выпивает...), Успенского просто читать нельзя (Крокодил Гена открыл бизнес и теперь с сотовым телефоном разгуливает...), ну про русские народные сказки я молчу... (некоторые ну очень кровожадные!). В этой связи, извечный вопрос: "Что делать?"
Я очень надеюсь на то. что дала вам пищу для размышлений. :) Простите за сумбурный пост. :)
P.S. Давно я что-то книг не заказывала для дочки.... :) Я тут себя застыдила и зря! Сейчас
читаю Дэна Брауна "Утраченный символ" (на английском) и начала читать "Ночь нежна" Фицджеральда Скотта. Прочту и отчитаюсь!!